МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
Принята решением
общего собрания работников
МКУ ДО «СШ»
Протокол №______
от « »
20 г.
Утверждаю
Директор МКУ ДО «СШ»
____________________В.А. Зименс
Приказ № ___ от
20 г.
Согласовано
Председатель ППО
МКУ ДО «СШ»
______________
«___»______________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
«ШАХМАТЫ»
Возраст обучающихся: от 6 лет
Срок реализации:
этап начальной подготовки – 2 года;
учебно-тренировочный этап – 4 года;
этап совершенствования спортивного мастерства – не ограничивается
Разработчики:
Акопов Вачакан Ваграмович – тренер-преподаватель по шахматам;
Зименс Виталий Андреевич – директор МКУДО «СШ»
Саркисова Каринэ Анатольевна – методист МКУДО «СШ»
ст. Курская, 2023 г.
2
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Примерная дополнительная образовательная программа спортивной
подготовки по виду спорта «шахматы» (далее – Примерная программа)
предназначена для разработки дополнительных образовательных программ
спортивной подготовки по виду спорта «шахматы».
1.2. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки
по виду спорта «шахматы»должна иметь следующую структуру:
титульный лист (приложение № 1 к Примерной программе);
пояснительная записка;
теоретический раздел;
практический раздел;
иные требования и условия реализации Программы.
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1.
Краткая характеристика вида спорта «шахматы»
Вид спорта «шахматы» – это сфера интеллектуальной деятельности, где
основной формой является игра двух партнеров, в которой различные фигуры по
определенным законам передвигаются на шахматной доске. Игра способствует
развитию логического и творческого мышления, памяти, вырабатывает
решительность, усидчивость; игра в шахматы – это школа терпения и критического
подхода к себе и партнерам. Название игры заимствовано из персидского «шах»
(король, властелин).Спортивные дисциплины вида спорта «шахматы» определяются
организацией, реализующей (разрабатывающей) дополнительную образовательную
программу
спортивной
подготовки
по
виду
спорта
«шахматы»
(далее – Организация), самостоятельно в соответствии со Всероссийским реестром
видов спорта, а также Таблицей № 1.
Таблица №1
Спортивные дисциплины вида спорта «шахматы»
Наименованиеспортивнойдисциплины
шахматы - командные соревнования
шахматы
блиц
быстрые шахматы
шахматная композиция
заочные шахматы
номер-кодспортивнойдисциплины
088 006
2
8
1
1 Я
088 001
2
8
1
1 Я
088 002
2
8
1
1 Я
088 003
2
8
1
1 Я
088 004
2
8
1
1 Я
088 005
2
8
1
1 Л
3
Отличительные особенности спортивных дисциплин вида спорта
«шахматы»
В распоряжении шахматиста должны находиться шахматная доска, шахматные
фигуры, шахматные часы, бланк для записи ходов. Шахматная доска разделена на
64 одинаковых по размеру поля, 32 белых и 32 черных. Доска располагается таким
образом, что клетка по правую руку шахматиста будет белой. Каждый игрок
располагает 16 фигурами, а именно: королем, ферзем, 2 ладьями, 2 слонами, 2
конями и 8 пешками. Для контроля времени для обдумывания ходов служат
шахматные часы.
В настоящее время, когда весь мир вступил на новый этап развития науки и
техники, культуры и экономики, передовых технологий и социальной сферы,
особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться
в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические
выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления
играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению интеллектуального
уровня учащихся, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях
ограниченного времени.
2.2.
2.3.
Цель, основные задачи и планируемые результаты реализации
Примерной программы
ЦельюреализацииПримерной программыявляется достижение спортивных
результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в
учебно-тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки.
Достижение поставленной цели предусматривает решение основных
задач:оздоровительные;образовательные; воспитательные; спортивные.
Планируемые результаты освоения Примерной программы представляют
собой систему ожидаемых результатов освоения обучающими всех компонентов
учебно-тренировочного и соревновательного процессов, также обеспечивает
формирование личностных результатов: овладение знаниями об индивидуальных
особенностях физического развития и уровня физической подготовленности, о
соответствии их возрастным нормативам, об особенностях индивидуального
здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики
перетренированности (недотренированности), перенапряжения; овладение знаниями
и навыками инструкторской деятельности и судейской практики; умение
планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха,
соблюдать правила безопасности и содержать в порядке спортивный инвентарь,
оборудование, спортивную одежду, осуществлять подготовку спортивного
инвентаря к учебно-тренировочным занятиям и спортивным соревнованиям; умение
анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных
занятиях, находить адекватные способы поведения и взаимодействия в
4
соревновательный период; развитие понимания о здоровье, как о важнейшем
условии саморазвития и самореализации человека, умение добросовестно выполнять
задания тренера-преподавателя, осознанно стремиться к освоению новых знаний и
умений, умение организовывать места тренировочных занятий и обеспечивать их
безопасность, ориентирование на определение будущей профессии, приобретение
навыков по участию в соревнованиях различного уровня.
3. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ» ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Теоретический раздел Примерной программы предусматривает нормативные
аспекты, которые необходимо учесть при разработке дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки по виду спорта «шахматы»в
своих регионах.
В данном разделе указаны минимальные и максимальные требования по:
срокам реализации этапов спортивной подготовки; возрастным границам лиц,
проходящих спортивную подготовку; наполняемости учебно-тренировочных групп;
планируемом объеме соревновательной деятельности;учебно-тренировочным
нагрузкам к объему учебно-тренировочного процесса.
Медицинские
требования
к
обучающимся
по
дополнительнымобразовательнымпрограммам
спортивнойподготовки
устанавливаются в соответствии на основании требований, предъявляемых
приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка
организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической
культурой
и
спортом
(в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий
и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц,
желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой
и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов)
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
(ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных
и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020,
регистрационный № 61238).
3.1.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные
границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам:
На этап начальной подготовки зачисляются лица, которым в текущем году
исполнилось (или) исполнится количество лет по году рождения, соответствующее
возрасту зачисления, а также лица, старше зачисляемого возраста на этап начальной
подготовки и учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) до трех
лет. При этом при комплектовании учебно-тренировочных групп разница в возрасте
зачисляемых лиц не должна быть более двух лет.
На этапах начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе (этапе
спортивной специализации) до трех лет допускается зачисление лиц, прошедших
спортивную подготовку в других организациях и (или) по другим видах спорта и
5
выполнивших требования, необходимые для зачисления, согласно нормативам по
физической подготовке, установленных в дополнительной образовательной
программе по виду спорта «шахматы» с учетом сроков реализации этапов
спортивной подготовки и возрастных границ лиц, проходящих спортивную
подготовку, по отдельным этапам.
Таблица № 2
Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц,
проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам
Этапы спортивной
подготовки
Начальной
подготовки
Учебно-тренировочный
(спортивнойспециализации)
Совершенствования
спортивногомастерства
Высшего спортивного
мастерства
Срок реализации
этапов спортивной
подготовки
2
Возраст зачисления
6
8
2-4
10
не ограничивается
12
не ограничивается
3.2. Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
Наполняемость групп определяться Организацией с учетом единовременной
пропускной способности спортивного сооружения (объекта спорта), используемого
при реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по виду спорта «шахматы».
Таблица № 3
Наполняемость учебно-тренировочных групп на этапах спортивной
подготовки
6
Этапы спортивной подготовки
Начальной
подготовки
Учебно-тренировочный
(спортивнойспециализации)
Совершенствования
спортивногомастерства
Высшегоспортивного
мастерства
до одного года
обучения
свыше одного года
обучения
Количественный состав
группы (человек)
10-12
до трех лет обучения
свыше трех лет
обучения
до одного года
обучения
свыше одного года
обучения:
до одного года
обучения
свыше одного года
обучения
6-8
2-4
1-2
3.3. Планируемыйобъем соревновательной деятельности по виду
спорта«шахматы»
Планируемый объем соревновательной деятельности устанавливается в
Примерной программе по типу соревнований: контрольные, отборочные, основные,
с учетом особенностей видов спорта, с учетом задачам спортивной подготовки на
различных этапах спортивной подготовки, уровня подготовленности и состоянием
тренированности обучающегося по дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки (далее – обучающийся).
В дополнительной образовательной программе спортивной подготовки
Организацией указывается количество соревнований в соответствии с единым
календарным планом межрегиональных, всероссийских и международных
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и с учетом значений,
утвержденных в государственном (муниципальном) задании.
Контрольные соревнованияпроводятся с целью определения уровня
подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств,
выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут
выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально
организованные Организацией.
Отборочные соревнования проводятся с целью отбора обучающихся и
комплектования команд для выступления на основных спортивных соревнованиях и
выполнений требований Единой всероссийской спортивной классификации.
Основные соревнования проводятся с целью достижения спортивных
7
результатов и выполнений
классификации.
требований
Единой
всероссийской
спортивной
Таблица № 4
Планируемый объем соревновательной деятельности по виду
спорта«шахматы»
Виды
соревнований
Этапыигодыспортивнойподготовки
Этап
УчебноЭтап
Этапвысшего
начальной
тренировочный
совершенстспортивного
подготовки
этап(этап
вования
мастерства
спортивной
спортивного
специализации)
мастерства
Догод Свышего Дотрех Свыше
а
да
лет
трех
лет
Контрольные 3-4
4-5
4-5
4-5
4-5
1-2
Отборочные
–
2-3
2-3
2-3
4-5
4-5
Основные
–
1-2
1-2
2-3
3-4
4-5
3.4. Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного
процесса
Учебно-тренировочная нагрузка к объему учебно-тренировочного процесса
рассчитывается для каждого учебно-тренировочного занятия на основании ее
интенсивности, длительности и для каждого этапа спортивной подготовки имеет
свой часовой недельный (годовой) объем.
В объем учебно-тренировочной нагрузки входит время восстановления
организма обучающегося после определенной нагрузки и при кратковременной
тренировки с высокой интенсивностью и долговременной тренировки с низкой
интенсивностью, а также аспекты морально-волевой и теоретической подготовки.
Общий
годовойобъем
учебно-тренировочнойработы,предусмотренныйв
нижеуказанной таблице №5режимамиработы, для этапов: учебно-тренировочного
свыше трех лет, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного
мастерства,можетбытьсокращен неболеечемна25%, реализуемых в период учебнотренировочных мероприятий, а также на основании индивидуальных планов
спортивной подготовки.
Таблица № 5
Учебно-тренировочные нагрузки к объему учебно-тренировочного процесса
Этапныйнор
матив
Этапы и годы спортивнойподготовки
Этап
УчебноЭтап
Этап высшего
начальнойподго тренировочный совершенствования спортивного
8
товки
этап
(этап
спортивнойподгот
овки)
Свыше
Свышег До трех
Догода
трех
ода
лет
лет
Количествоча
сов
4,5-6
6-8
12-14
14-18
в неделю
Общееколиче
ство
234-312 312-416 624728 728-936
часоввгод
спортивного
мастерства
мастерства
20-24
24-32
1040-1248
1248-1664
3.5. Медицинские требования к обучающимся по
дополнительнымобразовательнымпрограммам спортивнойподготовки
Дляпрохождения обучения по дополнительной образовательной программе
спортивной подготовки допускаются лица, получившие в установленном
законодательством Российской Федерации порядке медицинское заключение об
отсутствии медицинских противопоказаний для занятий видом спорта «шахматы».
Организация ведет контроль за прохождением обучающимися медицинского
обследования.Обучающийся, должен иметь медицинский допуск к учебнотренировочным занятиям и к соревновательным мероприятиям.
9
4. «Практический раздел» Программы
4.1. Примерныйгодовой учебно-тренировочный план
Примерный годовой учебно-тренировочный план по виду спорта «шахматы»
(далее – учебный план) определяет общий объем учебно-тренировочной нагрузки по
видам спортивной подготовки, видам деятельности, практикам и распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по этапам спортивной подготовки и по
годам обучения. Учебный план составляется и утверждается Организацией
ежегодно на 52 недели (в часах).
Учебный план определяет общую структуру планируемого учебнотренировочного процесса в рамках деятельности Организации, совокупность
отдельных относительно самостоятельных, но не обособленных в их закономерных
связях видах спортивной подготовки, соотношении и последовательности их как
органических звеньев единого процесса, а также выступает в качестве одного из
основных механизмов реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки, оптимально вносящий свой вклад для достижения
спортивных результатов.
Представленные в учебном плане тренировочные мероприятия –
теоретическая подготовка, инструкторская и судейская практика, учебнотренировочные, антидопинговые, воспитательные, аттестационные мероприятия,
медико-биологическое
обследование
являются
неотъемлемой
частью
тренировочного процесса и регулируются Организацией самостоятельно, указанные
тренировочные мероприятия входят в годовой объем тренировочной нагрузки.
Объем тренировочной нагрузки на этапе высшего спортивного мастерства
представлен одним учебно-тренировочным годом, но необходимо учесть, что
представленные параметры нагрузки не изменяются в течении всего периода
обучения на данном этапе.
Учебный план заполняется Организаций в соответствии с формой и
примерными объемами по видам подготовки, представленной в приложении № 2 к
Примерной программе.
4.2. Примерный календарный учебно-тренировочный график
Календарный учебно-тренировочный график (далее – учебно-тренировочный
график) составляется на учебный годОрганизацией самостоятельно по каждому
этапу
спортивной
подготовки
согласно
объемусоревновательной
деятельности,определенному в Примерной программе, включающий в себя перечень
спортивных и учебно-тренировочных мероприятий, период прохождения аттестации
в течении учебного года, медико-биологических мероприятий. восстановительных
мероприятий по отдельным этапам, определяет календарный период проведения
мероприятия.
При составлении учебно-тренировочного графика могут быть учтены
различные принципы периодизации учебного года в Организации.
10
При
составлении
учебно-тренировочного
графикаОрганизацией
учитываютсяособенностиосуществления спортивной подготовки по виду спорта
«шахматы».
4.3. Перечень учебно-тренировочных мероприятий
Учебно-тренировочные
мероприятия
проводятсяОрганизацией
для подготовки обучающихся к соревновательной деятельности, а также
для контроля за уровнем физической подготовленности и период проведения
учитываются в учебно-тренировочном графике.
Перечень учебно-тренировочных мероприятий представлен в приложении
№ 3к Примерной программе.
4.4. Режим учебно-тренировочного процесса
Режим
учебно-тренировочного
процессасоставляется
Организацией
для каждой учебно-тренировочной группы с учетом единовременной пропускной
способности спортивного сооружения (объекта спорта) и включает в себя:
наименование вида спорта (спортивной дисциплины);
фамилия, имя, отчествотренера-преподавателя;
этап спортивной подготовки и год обучения;
дни недели;
количество часов в неделю;
место проведения учебно-тренировочных занятий;
количество обучающихся;
начало и окончание учебно-тренировочного занятия.
4.5. Рабочая программа тренера-преподавателя
Рабочая программа тренера-преподавателя составляется на каждый
реализуемый этап спортивной подготовки на основании дополнительной
образовательной программы спортивной подготовкиОрганизации.
Рабочая программа тренера-преподавателя обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорту на этапах спортивной подготовки.
Функции рабочей программытренера-преподавателя:
нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения
тренером-преподавателем в полном объеме;
целеполагающая, то есть определяет ценности и задачи, ради достижения
которых она введена на этапах спортивной подготовки по годам обучения;
содержательная, то есть фиксирует состав элементов содержания,
подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания);
11
процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
учебно-тренировочного процесса;
оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня освоения дополнительной образовательной
программы спортивной подготовки обучающихся.
Структура рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист;
II. Пояснительная записка;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса;
IV.Прогнозируемый
результат
учебно-тренировочной
деятельности
отдельного этапа спортивной подготовки;
Содержание рабочей программы тренера-преподавателя:
I. Титульный лист (на бланке Организации):
1.1. Гриф согласования с руководителем Организации;
1.2. Названиерабочей программы тренера-преподавателя, фамилия, имя,
отчество тренера-преподавателя, реализуемый этап спортивной подготовки,
год обучения, срок реализации (не более года);
II. Пояснительная записка:
2.1. Цель и задачи этапа спортивной подготовки;
2.2. Прогнозируемый результат учебно-тренировочной деятельности
реализуемого этапа спортивной подготовки;
III. Нормативно-методические инструментарии тренировочного процесса:
3.1.
Перспективный
план
спортивной
подготовки
(для
этапов
совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства);
3.2. Годовой план спортивной подготовки (для реализуемых этапов);
3.3. План по месяцам;
3.4. Индивидуальный план спортивной подготовки составляется для каждого
спортсмена этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего
спортивного мастерства;
VI.Прогнозируемый
результат
учебно-тренировочной
деятельности
реализуемого этапа спортивной подготовки.
4.6. Примерный календарный план воспитательной работы
Примерный календарный план воспитательной работы составляется
Организацией на учебный год с учетом учебного плана,учебно-тренировочного
графикаи следующих основных задач воспитательной работы:
формирование духовно-нравственных, морально-волевых и этических качеств;
воспитание лидерских качеств, ответственности и патриотизма;
всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
укрепление здоровья спортсменов;
привитие навыков здорового образа жизни;
формирование основ безопасного поведения при занятиях спортом;
12
развитие и совершенствование навыков саморегуляции и самоконтроля.
Примерный календарный план воспитательной работы приведен
приложение № 4 к Примерной программе.
в
4.7. Примерный план мероприятий, направленный на предотвращение допинга
в спорте и борьбу с ним
План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним, составляется Организацией на учебно-тренировочный год с учетом
учебного плана,учебно-тренировочного графика, примерного планамероприятий,
направленных на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним(приложение
№ 5 к Примерной программе).
В примерный план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в
спорте и борьбу с нимвключаются мероприятия, направленные на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним, а также мероприятия по научно-методическому
обеспечению, которые реализуются в рамках воспитательной работы тренерапреподавателя, включающей в том числе научную, творческую и
исследовательскую работу, а также другую работу, предусмотренную трудовыми
(должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (методическую,
подготовительную, организационную, диагностическую, работу по ведению
мониторинга, работу, предусмотренную планами спортивных и иных мероприятий,
проводимых с обучающимися спортсменами, участие в работе коллегиальных
органов управления Организацией).
Среди мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним, выделяют беседы с обучающимися в условиях учебнотренировочных занятий, беседы с родителями в рамках родительских собраний об
определении понятия «допинг», последствиях допинга в спорте для здоровья
спортсменов, об ответственности за нарушение антидопинговых правил, об
особенностях процедуры проведения допинг-контроля.
4.8. Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса
и оценочные материалы
Аттестация
в
спорте
представляет
собой
систему
контроля,
включающуюдифференцированный и объективный мониторинг результатов учебнотренировочного
процесса,
соревновательной
деятельности
и
уровня
подготовленностиобучающихся. Контрольные занятия обеспечивают текущий
контроль, промежуточную и итоговую информацию об уровне и результатах
освоения программного материала спортивной подготовки каждым отдельным
обучающимся спортсменом, представленными выполнением нормативных и
квалификационных требованийпо годам и этапам спортивной подготовки.
Оценочный материал представлен комплексами контрольных упражнений для
оценки общей физической, специальной физической, технической, тактической
13
подготовки лиц, проходящих в Организации спортивную подготовку по
дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
Обязательное контрольное тестирование включает:
нормативы по общей физической подготовке, основанные на требованиях
федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта«шахматы»;
контроль выполнения квалификационных требований обучающимся
соответствующего годаучебно-тренировочного этапапроводится с учетом
приложения № 6 к Примерной программе«Аттестационные формы контроля
учебно-тренировочного процесса и оценочные материалы».
14
5. Иные требования и условия реализации Программы
5.1. Требования к
тренировочных занятий
технике
безопасности
в
условиях
учебно-
Учебно-тренировочные занятия, физкультурные и спортивные мероприятия
разрешается проводить:
при условии наличия соответствующей квалификации тренерскопреподавательского состава, медицинского и иного персонала;
при наличии медицинского допуска у обучающихся к физкультурноспортивным занятиям;
при соответствии спортивной экипировки санитарно-гигиеническим нормам,
правилам соревнований и методике учебно-тренировочного процесса;
при соответствии мест проведения учебно-тренировочного процесса,
соревнований, физкультурных и спортивных мероприятий санитарным нормам
и условиям безопасности;
при условии готовности места проведения, инвентаря и оборудования
к конкретному мероприятию;
при ознакомлении каждого обучающегося с правилами техники безопасности.
5.2. Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю,
спортивной экипировке, необходимые для реализации Примерной программы
Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю,
спортивной экипировке, необходимые для реализации Программы устанавливаются
в дополнительной образовательной программе спортивной подготовки с учетом
приложения№ 7 к Примерной программе.
5.3.Примерный перечень информационного обеспечения Программы
Информационное обеспечение деятельности Организации – многогранный
процесс, направленный на решение профессиональных, организационных
и воспитательных задач, формирование и структурирование информационного
пространства Организации с использованием всей совокупности информационных
ресурсов и информационных технологий в целях гармонизацииспортивной
и образовательной деятельности.
Примерный перечень информационного обеспечения Программы приведен в
приложении № 8 к Примерной программе.
15
Приложение № 1
к Примерной программе
Титульный лист
На «Титульном листе» Программы указываются:
название Программы с указанием вида спорта
и этапов спортивной подготовки;
наименование организации, реализующей Программу;
гриф утверждения Программы;
срок реализации Программы;
год составления Программы.
(спортивной
дисциплины)
Образец титульного листа
Полное (сокращенное) наименование организации или бланк организации
Утверждено
Руководитель учреждения
«___»________202__г.
_____________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА (СПОРТИВНОЙ
ДИСЦИПЛИНЕ)
по этапам спортивной подготовки _______________
Срок реализации программы: ____ лет
Год cоставления
Приложение № 2
к Примерной программе
Примерный годовойучебно-тренировочный план
Этапыи годы подготовки
Этапначальнойподго
товки
№п
/п
Учебно-тренировочный этап(этап
спортивнойспециализации)
Догода
Свышего
да
До трех
лет
4,5-6
6-8
9-12
Видыподготовки
Свыше
трех
лет
Этапсовершенствованияспортивногома
стерства
Недельная нагрузка в часах
12-16
Этапвысшегоспортивно
го
мастерства
20-24
24-32
Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного занятия в часах
3
4
4
Наполняемость групп (чел)
Заполняется Организацией самостоятельно с учетом суммарного количества обучающихся на этапах (годах) спортивной подготовки
1.
2
2
3
Физическая подготовка:
23-32
25-31
32-38
52-66
66-100
100-127
Общаяфизическаяподготовка
23-32
25-31
22-26
25-33
33-50
50-67
-
-
10-12
27-33
33-50
50-60
Специальнаяфизическаяподготовка
2.
Техническая подготовка
63-91
82-120
140-187
202-266
314-387
370-480
3.
Тактическая подготовка
61-70
70-76
84-112
50-67
198-235
220-286
4.
Психологическаяподготовка
49-72
83-111
47-62
56-75
90-100
120-166
5.
Теоретическаяподготовка
Аттестация
35-44
40-63
150-200
218-291
330-370
398-549
2-2
1-3
3-5
8-12
8-10
6-8
6.
7.
Соревновательная деятельность
0
3-4
6-8
12-16
12-14
12-16
8.
Инструкторская практика
-
1-2
1-2
2-4
2-4
2-4
9
Судейская практика
-
1-2
1-2
4-6
4-6
4-6
17
10
11
Восстановительныемероприятия
Медицинское обследование
-
1-2
1-2
4-6
4-6
4-6
1-1
1-1
1-3
4-6
4-6
4-6
Вариативная часть, формируемая Организацией:
12.
Самоподготовка
0
1-1
2-3
12-17
8-10
8-10
13
Интегральная подготовка
-
-
-
-
-
-
234-312
312-416
468-624
624-832
1040-1248
1248-1664
Общее количество часов в год
Приложение № 3
к Примерной программе
Перечень учебно-тренировочных мероприятий
№
п/п
Виды учебнотренировочных
мероприятий
Предельная продолжительность учебно-тренировочных мероприятий по
этапам спортивной подготовки
(количество дней)
Этап
Учебноначальной тренировочный этап
подготовки
(этап спортивной
специализации)
Этап совершенствования
спортивного
мастерства
Этап высшего
спортивного мастерства
1. Тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
1.1.
к международным
спортивным
соревнованиям
-
-
21
21
Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
1.2.
к чемпионатам России,
кубкам России,
первенствам России
-
14
18
21
Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке к другим
1.3.
всероссийским
спортивным
соревнованиям
-
14
18
18
Учебно-тренировочные
мероприятия
по подготовке
1.4.
к официальным
спортивным
соревнованиям субъекта
Российской Федерации
-
14
14
14
2. Специальные тренировочные мероприятия
Учебно-тренировочные
мероприятия по общей и
2.1.
(или) специальной
физической подготовке
2.2.
Восстановительные
мероприятия
2.3.
Мероприятия
для комплексного
медицинского
обследования
2.4.
Учебно-тренировочные
мероприятия
-
14
-
-
18
18
До 10 дней
До 3 дней, но не более 2 раз в год
До 14 дней подряд и не более двух
учебно-тренировочного
-
-
19
в каникулярный период
2.5.
Просмотровые
тренировочные
мероприятия
мероприятий в год
-
До 60 дней
20
Приложение № 4
к Примерной программе
Примерный календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
Направлениеработы
Мероприятия
Профориентационная деятельность
Судейская практика
Спортивные соревнования
различного типа
Инструкторская практика Учебно-тренировочные занятия
2.
2.1.
Здоровье сбережение
Медико-биологическое
исследование
2.2.
Режим питания и отдыха
3.
3.1.
Патриотическое воспитание спортсменов
Теоретическая подготовка Беседы, встречи, диспуты
4.
4.1.
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка
Формирование умений и навыков,
способствующих достижению
спортивных результатов
Исследование организма
спортсмена после/до
тренировочной и соревновательной
деятельности
Практическая деятельность и
восстановительные процессы
Срокипроведения
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного
процесса
Учебно-тренировочный
график
Режим учебнотренировочного
процесса
Учебно-тренировочный
график
Учебно-тренировочный
график, режим учебнотренировочного
процесса
Приложение № 5
к Примерной программе
Примерный план мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним
Этап
спортивной
подготовки
Начальной
подготовки
Содержание мероприятия и его форма
1. Веселые старты
«Честная игра»
2. Теоретическое занятие
Рекомендации по проведению мероприятий
1-2 раза в год
Составление отчета о проведении мероприятия:
сценарий/программа, фото/видео
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в регионе
Научить юных спортсменов проверять лекарственные
препараты через сервисы по проверке препаратов в
виде домашнего задания (тренер называет спортсмену
2-3 лекарственных препарата для самостоятельной
проверки дома).
Проведение викторины на крупных спортивных
мероприятиях в регионе.
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть
системы антидопингового образования.
Включить в повестку дня родительского собрания
вопрос по антидопингу. Использовать памятки для
родителей. Научить родителей пользоваться
сервисом по проверке препаратов
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации
«Ценности спорта.
Честная игра»
3. Проверка лекарственных препаратов (знакомство
с международным стандартом «Запрещенный
список»)
1 раз в месяц
4. Антидопинговая
«Играй честно»
викторина
5. Онлайн обучение на сайте РУСАДА
По
назначению
1 раз в год
6. Родительское
собрание
7. Семинар для тренеров
Учебнотренировочный
Сроки
проведения
1.
Веселые старты
«Роль родителей в
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
«Виды нарушений
антидопинговых
правил»,
«Роль тренера и
родителей в процессе
формирования
антидопинговой
культуры»
«Честная игра»
1 раз в год
1-2 раза в год
1-2 раза в год
1-2 раза в год
Предоставление отчета о проведении мероприятия:
сценарий/программа, фото/видео.
22
этап (этап
спортивной
специализации)
Этапы
совершенствова
ния спортивного
мастерства и
высшего
спортивного
мастерства
2.
Онлайн обучение на сайте РУСАДА
3. Антидопинговая
викторина
4. Семинар для
спортсменов и тренеров
«Играй честно»
«Виды нарушений
антидопинговых правил»
«Проверка
лекарственных средств»
5. Родительское
«Роль родителей в
собрание
процессе формирования
антидопинговой
культуры»
1. Онлайн обучение на сайте РУСАДА
2.
Семинар
«Виды нарушений
антидопинговых правил»
«Процедура допингконтроля»
«Подача запроса на ТИ»
«Система АДАМС»
1 раз в год
По
назначению
1-2 раза в год
1-2 раза в год
1 раз в год
1-2 раза в год
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть
системы антидопингового образования.
Проведение викторины на спортивных мероприятиях
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации
Включить в повестку дня родительского собрания
вопрос по антидопингу. Использовать памятки для
родителей. Научить родителей пользоваться
сервисом по проверке препаратов
Прохождение онлайн-курса – это неотъемлемая часть
системы антидопингового образования
Согласовать с ответственным за антидопинговое
обеспечение в субъекте Российской Федерации
Приложение № 6
к Примерной программе
Аттестационные формы контроля учебно-тренировочного процесса
и оценочные материалы
№
1.
Формы аттестации
Контрольные тесты
2.
Медико-биологические
исследования
3.
Собеседования
4.
Переводные нормативы
5.
Просмотровые сборы
6.
Другие
Оценочные материалы
протокол
Примечание
Форма, разработанная
Организацией и включающая
тесты из Рабочей программы
тренера - преподавателя
Заключения
Выдается Заключения
медицинским центром по всем
видам исследования
Протокол Комиссии
Проводится по итогам учебнотренировочного года или
полугодий
Протокол
Проводятся только для этапов
начальной подготовки и учебнотренировочного этапа (этапа
спортивной специализации) до
трех лет, не имеющих
спортивных разрядов
Заключение тренера,
Проводятся при отборе детей на
Комиссии
этапы спортивной подготовки , а
также одаренных и способных
детей перешедших из других
видов спорта или поздно
ориентированных на занятия
спортом
устанавливаются Организацией самостоятельно
24
Приложение № 7
к Примерной программе
Примерные требования к оборудованию и спортивному инвентарю, спортивной экипировке,
необходимые для реализации Примерной программы
Таблица № 1
№
п/п
Наименование оборудования и спортивного инвентаря
Единицаиз Количествоизд
мерения
елий
Общий перечень для всех этапов
1.
2.
3.
Доска шахматная демонстрационная с фигурами
демонстрационными
Доска шахматная с фигурами шахматными
Интерактивный комплект (мультимедийный
проектор, компьютер, экран, специальное
программное обеспечение
для вида спорта шахматы)
Секундомер
Столшахматный
Стулья
Часышахматные
Матгимнастический
Мяч набивной (медицинбол) от 1 до 5 кг
Турник навесной для гимнастической стенки
комплект
2
комплект
10
штук
1
4.
штук
2
5.
штук
10
6.
штук
10
7.
штук
10
8.
штук
2
9.
комплект
3
10.
штук
1
Для этапов совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства
11. Доска шахматная с электронными фигурами
комплект
2
12.
13.
Ноутбук со специальным программным
обеспечением для вида спорта «шахматы»
Веб-камера
штук
3
штук
2
25
Таблица № 2
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование
№
п/п
Этап начальной
подготовки
количество
срок
эксплуатации
(мес)
количество
срок
эксплуатации
(мес)
количество
срок
эксплуатации
(мес)
2.
Шахматная доска
складная с шахматными комплект
фигурами
Ноутбук со
специальным
программным
штук
обеспечением для вида
спорта «шахматы»
Расчетная единица
срок
эксплуатации
(лет)
1.
Единица
измерения
количество
Наименование
Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
Этап высшего
тренировочный этап
совершенствоспортивного
(этап спортивной вания спортивного
мастерства
специализации)
мастерства
на занимающегося
-
-
-
-
1
3
1
3
на занимающегося
-
-
-
-
1
3
1
3
26
Обеспечение спортивной экипировкой
Таблица № 3
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
срок
эксплуатации
(лет)
количество
срок
эксплуатации
(лет)
4.
5.
6.
7.
количество
3.
Расчетная единица
срок
эксплуатации
(лет)
2.
Костюм спортивный
летний
Костюм спортивный
зимний
Кроссовки спортивные
легкоатлетические
Кроссовки утепленные
Футболка спортивная
Шапка спортивная
Шорты спортивные
Единица
измерения
количество
1.
Наименование
срок
эксплуатации
(лет)
№
п/п
Этап высшего
спортивного
мастерства
количество
Этап
начальной
подготовки
Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
тренировочный совершенствования
этап (этап
спортивного
спортивной
мастерства
специализации)
штук
на занимающегося
-
-
-
-
1
2
1
1
штук
на занимающегося
-
-
-
-
1
2
1
1
пар
на занимающегося
-
-
-
-
1
1
1
1
пар
штук
штук
штук
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
на занимающегося
-
-
-
-
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
1
1
Приложение № 8
к Примерной программе
Примерный перечень информационного обеспечения
1. Авербах Ю.Л. Шахматы: методическое пособие. – М., Знание, 1990.
2. Алаторцев В.А. Вопросы методики тренировки шахматистов старших разрядов. – М.:
ЦНИИФК, 1962.
3. Алексеев Н.Г., Злотник Б.А. Проблемы отбора перспективных юных шахматистов. - М.:
ГЦОЛИФК, 1984.
4. Ботвинник М.М. Методы подготовки шахматиста / В кн. Теория и практика шахматной
игры: Учеб. пособ. / Под ред. Я.Б. Эстрина. – М.: Высш. школа, 1981.
5. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: эра новых чемпионов. – М: ФАИР, 1997.
6. Голенищев В.Е. Подготовка юных шахматистов: программа для II разряда. - М.: Сов.
Россия, 1980.
7. Дворецкий М.И. Методика работы тренера с шахматистами высших разрядов // В кн.:
Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.
8. Дворецкий М.И., Юсупов А.М. Методы шахматного обучения. – Харьков: ФОЛИО,
1997.
9. Злотник Б.А. Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990.
10. Злотник Б.А. Диагностика спортивного мастерства шахматистов // В кн.: Шахматы:
наука, опыт, мастерство. – М: Высшая школа, 1990.
11. Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик по шахматам. – М., 1989.
12. Крогиус Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. – М: Физкультура и спорт,
1975.
13. Малкин В.Б. Проблемы психологической подготовки шахматиста. - М.: ГЦОЛИФК,
2001.
14. Малкин В.Б. Медико-биологические проблемы шахмат // В кн.: Шахматы: наука, опыт,
мастерство. – М: Высшая школа, 1990.